7 сентября 2022 7.09.22 1 2341

Дюна. Бессердечная ты… пряность

+15

Вновь литературный червь желает быть Шаи-Хулудом. А значит, я хочу рассказать вам про мир настольных игр.

Я любитель поиграть в одиночестве. Не потому что не с кем (да и по этому, конечно же), а потому что проще самому разобраться в правилах и потом уже раскатывать их на других бедолаг. И вот я приобрёл настольную игру Дюна. Империя.

Феодальный режим в далёком космосе

Вселенная Дюны была придумана и описана Фрэнком Гербертом. Писатель-фантаст впечатлился экологической проблемой в городе Флоренс, штат Орегон, где местный минсельхоз боролся с песчаными дюнами. Фрэнк написал статью в журнал, но так и не закончил её и не опубликовал. Но это вы можете и сами в википедии прочитать. А нас интересует именно сама вселенная Дюны.

Далёкое-далёкое будущее, человечество пережило катастрофу связанную с искусственным интеллектом и теперь живёт по законам феодального строя развивая физические и ментальные характеристики. Есть Император, есть его вассалы. Вассалы представляют собой несколько Великих Домов, которые образуют Ландсраад — некий высший управленческий орган в обитаемой Вселенной, и чуть больше Меньших Домов. Конечно же там развиваются интриги. Конечно же имеется целая гора всяких различных фракций, которые хотят влиять на Императора и получать свои блага. Тут тебе и полурелигиозная феминизированная ложа «ведьм» из Бене Гессерит — влиятельные женщины, которые отвечают за выведение правильных генетических линий правителей. Они воспитывают своих послушниц для продолжения благородных родóв. Ну, грубо говоря воспитывают наложниц для лордов и сынов этих лордов. Но Бене Гессерит не любят обычные люди, ибо считают их ведьмами. Ведь те умеют манипулировать своим телом максимально хорошо: голос их обретает повелительные оттенки, которым очень сложно сопротивляться; они умеют изменять генетические линии (таким образом влиять на пол ребёнка, который должен родиться в том или ином доме). А ещё они умеют немного смотреть в будущее. Для этого им необходима некоторая субстанция.

Преподобная мать несёт учение своим последователям
Преподобная мать несёт учение своим последователям

Ещё имеется Гильдия Космогации. Это такие товарищи, которые умеют перемещаться по галактике к той или иной планете. И для этого они используют некоторую субстанцию.

Некоторая субстанция

Что же за субстанция такая? Ну, конечно же это Пряность (Меланж, Спайс). И эта субстанция находится на одной единственной планете — Арракис. Это и есть та самая Дюна, потому что поверхность планеты на 99% состоит из песка. На планете живёт здоровенный червь — Шаи-Хулуд (ой, это же тот, к кому я отсылался уже в прошлых текстах!). Он же Податель, он же Песчаный Червь. И вот этот Червь создаёт эту самую Пряность. Грубо говоря, пряность — продукт его жизнедеятельности. В одной из книг описан процесс эволюции песчаной форели в песчаного Червя и то, как эта форель забивает каналы рек, ибо Червь боится воды.

В общем, возьмём за истину, что Червь боится воды, потому что тогда он может погибнуть. Пряность он вырабатывает как раз после соприкосновения с водой. Влажные места под толщью песка приносят дискомфорт Червю и он вырабатывает меланж. Грубо на двух пальцах.

Все вы видели этого милаху с миллионом зубов
Все вы видели этого милаху с миллионом зубов

С образованием Спайса разобрались. А зачем он нужен? Ну, это уникальная приправа для жизни. Очень широкий спектр применения. Тут тебе и еду приправить, и в будущее заглянуть, приторчать, опять же, можно. Навигаторы из Гильдии Космогации используют Меланж для построения маршрутов между звёздами. А ещё это самая дорогая вещь, что есть в Галактике. А всё потому что Пряности мало, она производится только на Арракисе. Поэтому тот Дом, что владеет Арракисом очень богат и имеет уважение. Но вы же помните, что интриги интригами погоняют? Вот то то же.

Первое знакомство с Дюной

Пожалуй, поколение 90х прекрасно помнит как впервые познакомился с Дюной. Это был картридж с игрой на Sega Megadrive. Почему-то картридж носил название Dune II. В то время рядовой геймер не задавался такими глобальными вопросами «А почему два? Где один?» Все играли в то, что есть. Игра была довольно популярна в моём окружении. Этот бесячий бугорок, который кушал мои войска знали все мои друзья. Конечно же эта игра  Dune II: Battle for Arrakis.

В детстве у меня был Ч/Б телевизор и таких цветов я не видел
В детстве у меня был Ч/Б телевизор и таких цветов я не видел

Довольно занимательная RTS, которая не была простой. Ну, по крайней мере на тот момент. Не было у нас тогда стиков на «джойстиках», а крестовины периодически ломались. Игрой занималась небезысвестная студия Westwood. И их характерные черты прослеживались. Ползающие харвестеры, территория со Спайсом, фабрика переработки этого самого Спайса, энергия, заказ «строительства» здания. Это была занимательная игра. Я не нашёл ни одного человека, который плевался бы от неё.

Сюжет игры был не замысловат. Император в долгах, кто поможет ему эти долги покрыть в короткие сроки, тот и получит главенство над Арракисом. Отсюда и строился геймплей. Игрок берёт на себя роль одного из Великих Домов — Атрейдесы, Харконнены, Ордосы. Последних в книгах не было, но во вселенной присутствуют. В конце, конечно же, массовый заруб — бьёмся против двух Домов, которые мы не выбрали и войск Императора. Честно, я не помню, чтобы я проходил игру. Ну так и то было пару десятков лет назад, так что немудрено.

Вон та выпуклость вверху слева и есть грозный Шаи-Хулуд
Вон та выпуклость вверху слева и есть грозный Шаи-Хулуд

Конечно, можно ещё упомянуть про фильм Дэвида Линча, про фильм Дэни Вильнёва. Но это вы можете стянуть с торрентов (осуждаю) и посмотреть. А вот настольные игры уже не так просто спиратить. И если вы дочитали до этого момента, то уже и не закрывайте страницу — тут чутка осталось.

Планета Арракис в четверти
Планета Арракис в четверти

Дюна: Империя

Это стратегическая игра до четырёх игроков, в которой нужно набрать бóльшее количество победных очков. Геймплей строится на колодостроении и отправке рабочих в стратегические ячейки. Создал игру Пол Деннен, до этого разработавший Кланк. В него я не играл, ничего не скажу, но игравшие хвалят.

Хочется отдельно похвалить арты на картах игроков. Это не просто кадры из фильма, а отрисованные изображения, которые напоминают главных героев из фильма Дэни. Не один-в-один, а прямо-таки навеяно. Очень симпатично.

Всё начинается с выбора персонажа. Есть различные личности, которые вдохновлены актёрами из фильма Дэни Вильнёва, но это не «мерч по фильму». К нашему выбору есть понятные Пол и Лето Атрейдесы, Рабан и Владимир Харконнены, а так же экзотичные Ричезы и Торвальды. У каждого персонажа есть свои плюшечки, даже две. Одна пассивная, вторая активируется по специальной карте, которая есть у каждого игрока в колоде. Персонажи, конечно же, делятся по сложности. Я пока попробовал поиграть с лёгкими персонажами.

На ход игрока выдаётся 2 действия и потом ещё одно, если игрок приобретёт себе дополнительного рабочего. В игре, кстати, они называются агентами. Игрок берёт из своей колоды 5 карт на руку и играет ими. На картах отображены символы ячеек, куда можно отправить своих агентов. На игровом поле эти ячейки так же помечаются соответствующим символом (а то было бы сложно играть). В целом, если запомнить ячейки и разобраться в инфографике, то половина успеха в запоминании правил уже у вас в кармане. Ячейки на карте бывают двух типов: первый отвечает за фракцию — Императорский дом, Гильдия Космогации, Бене Гессерит и Фримены (коренные жители Арракиса), а второй отвечает за локации и совет Ландсраада.

Ожидается замес между зелёным и жёлтым
Ожидается замес между зелёным и жёлтым

На некоторых локациях есть символ перекрещенных мечей. Это говорит о том, что там будет битва. Если у вас есть войска, то вы можете принять участие за ништяки, которые указаны на карте конфликта. А карта конфликта открывается каждый новый раунд. А значит, ништяки там каждый раз новые. Но вот захватить их бывает очень тяжело и лучше подумать — стоит ли вообще вписываться за одну единицу воды или сохранить свои войска в гарнизоне до более удачного барыша.

А вот ячейки фракций позволяют игроку получить влияние в выбранной фракции. Влияние приносит победные очки и прочие бонусы. А ещё можно заключить союз с фракцией и тоже получить победное очко.

Карьерная лестница Арракиса выглядит как-то так
Карьерная лестница Арракиса выглядит как-то так

После того, как агенты отправлены игрок вправе раскрыть карты и купить на очки убеждения дополнительные карты из Рынка Империи. Что за очки? Они указаны на синем фоне почти каждой карты. Это называется Эффект раскрытия. Если игрок закончил свой ход именно таким образом, то он считается спасовавшим и ждёт следующей фазы. А пока он может купить карту и замешать её в свой сброс, ибо оттуда новые карты приходят когда колода заканчивается.

В целом может показаться, что я описал процесс игры непонятно. И вам не кажется! Ведь так оно и есть. На мой взгляд Дюна: Империя это та игра, где правила надо читать самому. Благо, там не так много придётся изучать. На самом деле, разобравшись в правилах и механиках, то следующие партии уже не покажутся такими сложными и непонятными. А вот сам геймплей заставит вас пораскинуть мозгами.

А что там с одиночеством?

Да, в игру можно поиграть и в одиночестве. Против кого придётся играть? Против искусственного интеллекта. Что? Вы спрашиваете про искусственный интеллект в настольной игре и не поехал ли я умом? Ну да, такое имеется почти в каждой настолке. В Дюне, в частности, ИИ представлен в виде колоды карт. Есть настройки для одного и двух игроков. Если играть вдвоём, то просто вынимаем из колоды карты с меткой И1 и бот будет ходить каждый раз после первого игрока. А первый игрок определяется наличием жетона. А жетон передаётся каждый раунд. Бот не получает наград, бот просто пытается подпортить игру живым игрокам. Всё, что получает бот описывается на карте. Куда ходить, сколько войск выставлять, что делать.

Игра в одиночестве несколько отличается от игры вдвоём. Тут из колоды убираются карты с меткой И2 и выбирается целых два бота. Таким образом живой игрок играет против двух ботов. Нужно выбрать уровень сложности и раздать стартовые бонусы. Но тут боты уже получают награды, хоть и не все. Потому что ресурсы (Спайс, Вода, Солярии, Карты интриг) боты могут конвертировать в победные очки. А ещё им передаётся жетон первого игрока.

И вот тут я вам рекомендую скачать приложение для игры, которое указано на страницах правил. Там и подробнее эффекты карт будут описаны, и эксклюзивные ивенты для приложения.

Дом Хагаль управляет ботами
Дом Хагаль управляет ботами

А интересно?

Вполне. Первую партию я сыграл с женой. В правилах я не разобрался с самого начала как должно и объяснил с ошибками. В итоге мы не доиграли, потому что пора было уже закругляться и отправиться в царство Морфея. Но покурив правила, я начал играть с ботами. И вот доиграв партию я понял, что эта игра прям на подумать. Потому что ты выстраиваешь стратегию, выбираешь карты для покупки и думаешь чем можно пожертвовать, а что лучше схоронить. Наполнение колоды опять же под твоим контролем.

Игра соло мне понравилась. Пусть я и пишу на основе пары партий, но мне этого достаточно для общего представления об игре. И это блог, в конце концов, а не профессиональный обзор. Но тапками покидайте на всякий случай.

Один нюанс в соло игре меня огорчил. Когда бот достигает союза с фракцией, то он не получит победное очко. Правда об этом не сказано в правилах, но сказано в ЧаВо на сайте издателя. И вот если бы я не полез в эти ЧаВо, то так бы и остался несведущ. А теперь я знаю больше.

Итог

А по итогу я буду продолжать играть в эту игру. Мне понравилось, что не всегда получается выстроить свой план так, как он был задуман изначально. Приходится прям налету менять стратегию и придумывать дальнейшие действия. Опять же нужно учитывать наличие ресурсов и противников. Потому что противники тоже продумывают свою стратегию, они так же имеют свои интересы на Дюне. Немного путанные правила могут внести хаос в первые партии. Но когда ты разбираешься в правилах, то и начинаешь управлять этим хаосом.

Будем играть в базу. Затем опробуем дополнение. А там разработчики и второе дополнение анонсировали. Надеюсь, что Лавка Игр сможет локализовать и его. Ведь механики, что привносит дополнение, весьма интересны и хочется их пощупать на столе.

А пока, я благодарю вас за прочтение сего скромного опуса.


Лучшие комментарии

Читать это легко и в общем приятно) спасибо

Читай также